info@elena-naumovskaya.com.ua
Несколько лет назад я открыла новый отель с персоналом в количестве 27 человек, которые были согласны пол года работать без зарплаты...
Эпизод 1
Я получила должность директора отеля, который находился на этапе строительства. Через 3 месяца, отель должны были уже сдать в эксплуатацию. Но тут грянул кризис, доллар резко скаканул, и денег, чтобы завершить строительство уже не хватало. Владельцу пришлось достраивать гостиницу за счет заемных средств, поэтому я была поставлена перед фактом: «Денег на зарплату рабочим нет вообще. Я тебе дал инструмент в управление, теперь выкручивайся, как можешь».
Сложность еще была в том, что я и сама была новичком в гостиничном бизнесе, да и опытного квалифицированного персонала в Запорожье тоже не было, а отель был ориентирован на состоятельную аудиторию. Аутсорсинговая компания тогда у нас в городе была одна и тоже без опыта, поэтому доверия у меня не вызвала. Вот как тут показать высокие стандарты обслуживания вообще без ничего? Я перечитала все книги об отельном бизнесе, какие только могла найти. В целом для бизнеса, это было полезно, но данную нестандартную ситуацию пришлось решать самостоятельно.
Эпизод 2
Собеседования выглядели так. Сначала мы беседовали об опыте и навыках соискателя, о желаемом размере зарплаты. А затем понравившимся кандидатам я искренне говорила, что не могу гарантировать ничего, не известно даже, когда мы выйдем в «ноль», а когда смогу выплачивать зарплату тем более не знаю. Честно говорила о сложившейся ситуации, показывала свои плановые показатели, рассказывала о перспективах и своем вИдении.
И люди мне верили! Команду я набрала. Мы открылись и пошли первые клиенты. Много эксперементировали, иногда набивали шишки, но все же отель стал тогда лучшим в городе. Все работали на полную силу, с энтузиазмом и в ожидании желанного вознаграждения.
Эпизод 3
Чуть позже выяснилось, что мы начали не с нулевым балансом, а с минусовым. Стали очевидны довольно дорогие «недоделки». Например, за документы задним числом по газовой котельной и самовольно отбираемый газ пришлось рассчитываться тоже мне, а не владельцу. Поэтому начала я по-тихоньку, маленькими частями, рассчитываться с сотрудниками только через пол года. Все это время каждый понедельник на общем собрании я рассказывала им, опять же искренне, о том, сколько денег пришло, сколько и куда ушло, о прекрасном будущем, которое нас всех скоро ждет)))
И они мне снова и снова верили. При том, что они все 2 раза в месяц расписывались в ведомости о полученном авансе и зарплате, которых не было. По закону я ведь не имею права задерживать зарплату даже на несколько дней, будет штраф и "приглашение в прокуратуру". Те, кто в теме, понимают, как сильно я рисковала, уговаривая расписываться десятки людей много раз о получении несуществующих денег. И никто нигде даже не проговорился.
Сейчас пишу, и сама поражаюсь, какой кредит доверия я получила тогда!
Эпизод 4
Самое сложное началось, когда рассчитываться по зарплате я уже начала. Всем одновременно хотя бы маленькую часть отдать не получалось. Я буквально каждый день старалась выделить из оборота для кого-то одного хоть какую-нибудь сумму. А у каждого из сотрудников своя, но одинаково сложная, финансовая ситуация. Некоторые заходили поодиночке ко мне в кабинет и чисто по-человечески просили, рассказывали свою непростую ситуацию. А мне как быть? Как решить, кому нужнее?
В таких ситуациях я говорила последнему просившему: «Я сейчас расскажу тебе, кто еще очень нуждается в деньгах и почему, а ты стань на мое место, и реши, кому отдать». И каждый раз человек отказывался в пользу другого, оценивая, ситуацию сослуживца, как более сложную.
Эпизод 5
Такого случая не описано ни в одной книге по менеджменту, как и нет такого способа мотивации персонала в принципе, но коллектив стал, как одна большая семья. Конечно, не все было гладко, были и скандалы, и слезы, и увольнения, но в целом нас всех очень сплотило такое сложное начало совместной работы. Позднее наши корпоративные вечеринки больше напоминали свадьбы, где собрались только родственники)))
Когда я принимала решение о том, что же делать, и как действовать в такой непростой ситуации с персоналом, я сделала ставку на человечность, и выиграла)))
Уверена, что человек в любой ситуации должен и может оставаться Человеком!